Банкротство ликвидируемого должника

Содержание:

Банкротство ликвидируемого должника

Когда сам должник не в состоянии расплатиться с кредиторами защита интересов кредиторов включенных в реестр требований должника, является непростой задачей. Решением может стать внедрение процедуры банкротства, направленной на одинаковое возмещение притязаний кредиторов, используя при этом организационные и имущественные ограничения должника.

В нашей стране, к сожалению, процедура банкротства часто используется в целях передела имущества. Эксперименты согласовать интересы должника и кредиторов, чьи притязания внесены в реестр требований кредиторов должника, ведутся довольно давно и малорезультативно. Примером являются частые поправки  в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

При каком долге можно начинать банкротное дело

Для возбуждения дела о банкротстве необходимо иметь требование к юридическому лицу в размере не менее 300 тысяч рублей (поправка к ФЗ о банкротстве вступившая в силу 1 июля 2015г.)

А для того чтобы процедура банкротства подпадала под действие закона № 476 и была инициирована для физического лица, необходимо наличие следующих условий:

  • сумма задолженности должника должна составлять не меньше 500 тысяч рублей;
  • платежи, которые должны осуществляться по погашению задолженности не вносились более 3 месяцев;
  • доказано, что должник не имеет возможности погашать задолженность.

Начать процедуру банкротства физических лиц можно только в судебном порядке с участием финансового управляющего.

Особенности банкротства должника при его ликвидации

Закон о банкротстве рассматривает общую процедуру признания должника банкротом, а также особенности банкротства должников.

По мнению некоторых банкротных юристов, процедура признания банкротом необходима для ускорения процесса вывода должника из имущественного оборота, т.к. такой должник фактически уже не ведет свою коммерческую деятельность.

Признаки банкротства физического лица


Нахождение юр. лица в стадии ликвидации упрощает и ускоряет процедуру банкротства.  ФЗ определяет, что при банкротстве ликвидируемого должника не могут использоваться  процедуры: финансовое оздоровления, наблюдение  и внешнее управление. Невозможность их использования объясняется тем, что уже принято решение о ликвидации должника вне рамок процесса о банкротстве. И нет никакого смысла во внедрении процедур для такого должника, которые служат для возобновления его платежеспособности.

Некоторые полагают, что запрет на практику применения  к должнику, который находится на стадии ликвидации восстановительных мер, не считается здравым, т.к. участниками ликвидируемого должника может быть принято решение о восстановлении своей деятельности в любой момент.

Особенности упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника:

  1. Не используются процедуры внешнего управления, наблюдения и финансового оздоровления. Т.к. сам статус должника делает реабилитационные мероприятия бессмысленными.
  2. Только в течение 1 месяца с даты опубликования объявления о признании банкротом ликвидируемого должника   могут быть предъявлены требования кредиторов.  Срок в 1 месяц для предъявления требований объяснятся стремлением ускорить процедуру ликвидации.
  3. Для  ликвидационной комиссии установлена обязанность — обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом должника.

ст. 9  Закона о  несостоятельности говорит, об обязанностях  ликвидационной  комиссии

Если введение процедуры внешнего управления и финансового оздоровления понятны, то совсем малопонятно, почему нельзя использовать наблюдение: ведь эта процедура по своей сути не реабилитационная, как внешнее управление и финансовое выздоровление, а в какой-то степени может  считаться предбанкротной,  и сопряжена с предварительными актами.

201

В ходе проведения наблюдения выявляются все кредиторы должника и, тем самым, объем их притязаний, а также уточняется имущество банкрота. Именно в ходе этой процедуры наблюдения кредиторы могут выбрать нового управляющего,  т.е. фактически воздействуют на него.

Банкротство ликвидируемого должника при упрощенной процедуре имеют еще 2 особенности

  1. Функции, используемые в наблюдении находятся в руках ликвидационной комиссии и реализуются до введения процедуры банкротства (комиссия устанавливает кредиторов юр.лица, размер их требований, указывает суду на существующее у банкрота имущество). Это делает ее единоличным органом, который влияет на течение мероприятий в отношении должника.
  2. Второе — это срок для внесения  в реестр требований кредиторов должника. В  конкурсном производстве указан общий срок — 2 месяца. А в упрощенной процедуре установлен срок в 1 месяц. Эти сроки cчитаются пресекательными, т.е. законодательство не учитывает вероятности их возобновления ни при каких условиях и в случае пропуска срока требования учитываются  сейчас  уже за реестром требований кредиторов (как в  штрафные санкции) и их ликвидация производится после уплаты остальных долгов. (См. инф. письмо в Президиум ВАС РФ от 26 июля 2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве»)

Что же касается функций комиссии обратиться в АС (арбитражный суд) с заявлением о признании банкротом должника,  Законом «О несостоятельности (банкротстве)» определен срок в 10 (десять) дней для обращения  с момента выявления признаков банкротства (симптомов неплатежеспособности и признаков дефицитности имущества юр.лица для уплаты долгов).

Как известно, определить достаточность либо дефицитность имущества можно только после формирования промежуточного ликвидационного баланса, таким образом, у ликвидационной комиссии в избытке есть запас времени для обращения в АС

Если же допустить вероятность ответственности членов ликвидационной комиссии, то и здесь есть сложности: от отсутствия причин в виде деликта со стороны члена комиссии до обычной невозможности найти ответственных, например, когда проголосовала меньшая часть от всего числа членов ликвидационной комиссии за заключение о подаче заявления о признании должника банкротом.

Также желательно принимать во внимание то, что ответственность является субсидиарной, а к ней можно привлечь, только если должник не может выполнить свои обязательства.

Если ликвидационная комиссия  не выполнила свои обязанности,  по обращению с заявлением о признании должника банкротом в АС  по упрощенной процедуре, то может произойти отказ о занесении записи  в ЕГРЮЛ о ликвидации должника.

023

Если должник желает избежать расчета с кредиторами, тогда существует 2 варианта

1. В случае стандартной процедуры банкротства в отношении банкрота:

Будут введены, как минимум, процедуры конкурсного производства и  наблюдения. При переходе к конкурсному управлению кредиторы, в случае, когда их не устраивает кандидат на должность временного управляющего, станут настаивать на назначении своего арбитражного управляющего, а поэтому может возникнуть риск оспаривания сделок по отчуждению активов должника.

2. Упрощенная процедура банкротства должника

  • Необходимо принять решение о ликвидации должника.
  • Уведомить об этом федеральную налоговую службу.
  • Сформировать ликвидационную комиссию.
  • Обратиться в арбитражный суд.
  • Подобрать  «своего» конкурсного управляющего.

Учитывая сказанное  выше, а также совсем небольшой срок, для внесения в реестр требований кредиторов должника дает банкроту  хороший  способ без особых проблем законным  путем достигнуть цели.

Т.о., упрощенная процедура банкротства  для ликвидируемого должника при умелых его шагах и хорошей цели законодательства представляет собой лучший  способ, дающий должнику возможность вырваться из долгов перед кредиторами.

Что нужно кредитору, чтобы возвратить хотя бы часть долга

  1. Еженедельно интересоваться информацией о юр.лицах, в отношении которых начинаются процедуры банкротства. Такую информацию можно найти каждую субботу в газете «Коммерсантъ».
  2. Своевременное выявление информации о введении процедуры банкротства в отношении Вашего должника позволит соблюсти необходимые сроки при введении вашей компании в реестр требований кредиторов должника и свести риски по не возврату долга к минимуму, по крайней мере, подключившись к третьей очереди реестра требований кредиторов, а не к списку за реестром. Конечно, даже если требования к должнику были заявлены вовремя – это вовсе не дает гарантию их возврата. Т.к.  собственность, возможно, была выведена еще до процедуры банкротства… Гл. III.1 ФЗ о банкротстве учитывает ряд возможностей  для оспаривания сделок, свершенных должником до введения в отношении должника процедуры банкротства (оспаривание сделок, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими, обжалование сомнительных сделок).
  3. И всё-таки более надежную защиту кредитор приобретает только тогда, когда не сам должник выступает инициатором банкротства, а сам кредитор или иной независимый кредитор подает заявление о признании должника банкротом. Это поможет уклониться от установления в отношении юр.лица упрощенной процедуры ликвидируемого должника и выдвинуть  своего арбитражного управляющего.

При этом если кредитор располагает информацией о ликвидации должника и размер его требований позволит возбудить банкротное дело, ему имеет смысл подать заявление о признании его должника банкротом. Допускается банкротство ликвидируемого должника в обычном порядке, если обращение в суд о банкротстве подал кредитор.