Федеральный закон о банкротстве юридических лиц
Сложная экономическая ситуацияделает заложниками обстоятельств участников рыночной экономики — организации, предприятия и компании. Они теряют возможность расплачиваться по долгам и обязательным платежам, перестают выплачивать заработную плату сотрудникам, становясь при этом неплатежеспособными по разным причинам. Урегулировать эти вопросы призван Федеральный закон о банкротстве, который применяется для контроля и принятия мер при признании юридических лиц банкротами.
Какое предназначения закона о банкротстве?
Важным элементом рыночных отношений является банкротство. Введение закона о банкротстве помогло урегулировать и задействовать на законодательном уровне все механизмы по предупреждению банкротства. В законе четко приписаны условия и последовательность выполнения мер по финансовой несостоятельности.
Нормы ФЗ «О банкротстве» распространяются на юридических лиц, которые в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации относятся к разряду банкротов.
Воплощение процедуры банкротства в жизнь в рамках закона о банкротстве помогает квалифицировано применять законодательные инструменты, которые способствуют проведению самой процедуры и решению очень сложных задач по производственным отношениям в бизнесе.
Главная цель закона – упорядочивание процедуры банкротства и предотвращение задействования мошеннических схем отдельными субъектами бизнес структур. В законе четко приписаны следующие механизмы решения вопросов банкротства:
- ликвидация (прекращение) хозяйственной деятельности субъектов экономической сферы, которые имеют существенные задолженности перед кредиторами или бюджетом;
- защита бизнеса от возможных нападнических действий кредиторов;
- выполнение расчетов с кредиторами при помощи процедуры принудительной распродажи имущества юридического лица или поиск путей по восстановлению возможности дебитору расплачиваться по долгам.
Какие причины банкротства юридических лиц?
Основными причинами, являющимися поводом для признания должника банкротом с 1 июля 2015 года, являются:
- убыточная хозяйственная деятельность;
- превышен уровень по кредиторской задолженности;
- очень частое получение краткосрочных займов для долгосрочного вложения капитала;
- изменение руководства юридического лица;
- разрушение целостного ведения производства;
- значительное снижение рыночной цены акций предприятия;
- пониженные коэффициенты ликвидности.
Как изменялся закон о банкротстве?
Условия рыночных отношений и развитие экономики требовали внесения правок в закон о банкротстве. Они способствовали наиболее рациональному применению норм этого акта в процессе экономической деятельности субъектов хозяйственной деятельности путем регулирования их действий во время проведения процедуры банкротства.
Версия ФЗ, вступившего в силу с 1992 года, имела механизм применения единых норм, применяемых к юридическим лицам – предприятиям, организациям, компаниям банкротам.
В этой версии были прописаны механизмы по защите всех сторон банкротства – должника и кредитора от совершения противозаконных действий, которые могли быть направлены друг против друга. К примеру, до того, как арбитражный суд объявит юридическое лицо банкротом, у кредитора было право на внесение предложения об аресте имущества должника. Это приводило к тому, что должник терял возможность принять какие-либо меры по спасению своего бизнеса.
Некоторым субъектам было достаточно выгодно привести дебитора к состоянию полного банкротства без возможности восстановления своего бизнеса и платежеспособности. Кроме того, сделки, которые осуществлял должник, расценивались действительными, и он мог распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению до наступления момента полного банкротства. Действующая система мероприятий, которая позволяла принять меры по улучшению финансового состояния, предотвращения банкротства, повышению способности к конкуренции в условиях рынка имела принадлежность к судебной практике.
Было усложнено заключение мирового соглашения – исключительно после того, как долги будут погашены в соответствии с требованиями очередности. Более трети всех требований нужно было погасить на протяжении 14 дней.
В связи с этим, в ФЗ издания 1998 года были внесены изменения:
- создание для банкрота условий, которые способствуют оздоровлению бизнеса и предоставляют ему возможность возмещения наибольшего числа требований кредиторов;
- отмена указаний для организаций в отношении выдачи кредитов по утвержденным для них специальным нормативным актам;
- возможность разделения хоздеятельности с использованием отдельных мер, которые зависят от вида деятельности юридического лица;
- возможность применения закона ко всем видам организаций, работающих в условиях рыночной экономики с получением доходов (исключение составляют госпредприятия и организации);
- применение в отношении юридических лиц состояния неплатежеспособности;
- требование назначения арбитражного управляющего;
- прекращение действия ранее установленных прав, предоставленных органам управления должником;
- возможность заключения мирового соглашения с одновременным удовлетворением требований, выставленных кредиторами по очереди, предоставление должнику более гибких условия для выплаты задолженностей;
- оглашение сведений о банкротстве только по решению арбитражного суда;
- предоставление права арбитражному суду введения процедуры наблюдения резолюцией после недельного срока от начала поступления заявлений имеющих претензии кредиторов;
- упразднено положение по производству оплаты задолженности во время процедуры внешнего управления;
- установлен размер задолженности — от 500 МРОТ;
- арбитражный управляющий должен иметь лицензию Федеральной службы по оздоровлению финансов и банкротства юридических лиц.
Принятие Федерального закона
Более совершенный вариант закона под номером 127 был издан и вступил в силу в 2002 году. Эта версия закона действующая. В 2014 году (ФЗ №482 о внесении изменений) были внесены некоторые правки к этому закону.
В качестве правок были приняты следующие нормы:
- учтены особенности при определении состояния неплатежеспособности (банкротства) по отдельным хозсубъектам, в том числе по индивидуальным предпринимателям;
- величина минимального размера оплаты труда (МРОТ), которая применяется для юридических лиц, должна составлять1 тысячу рублей;
- проведение мероприятий по недопущению банкротства юридических лиц и его санации;
- регламентирование работы арбитражного управляющего осуществляется некоммерческой организацией, назначающей управляющего их своих участников.
Нововведения 2015 года в законодательство о банкротстве
ФЗ о банкротстве призван повысить эффективность процедуры, по которой осуществляется банкротство юридических лиц.
Банкротство юридических лиц
Вступивший в силу 1 июля 2015 года вариант ФЗ имеет основные правки, состоящие из следующих положений:
- для возбуждения дела о банкротстве необходимо иметь требование к юридическому лицу в размере не менее трехсот тысяч рублей;
- кандидатуру арбитражного управляющего утверждает судебный орган;
- конкурсные кредиторы получили право на возбуждение судебного дела о банкротстве с момента его фактического наступления;
- вменена обязанность внести сообщение должника в список ЕФР сведений о данных работы юридических лиц до подачи заявления в судебные органы за 15 дней;
- у кредиторов появилось право голоса во время проведения общего собрания, на котором осуществляется принятие решений, связанных с кандидатурой управляющего арбитражем и саморегулирующейся организацией, отстранением арбитражного управляющего, прекращением конкурсного производства и переходом на этап внешнего управления;
- более конкретно расписан порядок реализации залогового имущества;
- установлен регламент режима по решению разногласий между залоговым кредитором и управляющим арбитражем;
- прописан механизм расходов по обеспечению сохранности залоговых объектов, покрывающихся за счет средств, поступивших от реализации залогового объекта;
- разработана система для просчета состава и размера финансовых обязательств и платежей, являющихся обязательными;
- фонд для компенсации, имеющийся у саморегулирующейся организации в новой редакции ФЗ установлен в размере не меньше 20 миллионов рублей;
- взнос членов СРО зафиксирован суммой 50 тысяч рублей;
- введена норма по предельному размеру выплат третьим лицам по возмещению убытков;
- в обязанности временного управляющего вменено определение основания для опровержения различных сделок, которые совершает должник;
- у арбитражного управляющего появилось право требования более полных данных о должнике и всех участниках, причастных к его деятельности;
- требования, предъявляемые кредиторами, должны быть опубликованы в обязательном порядке;
- прописаны новые нормы контроля степени ответственности оператора, который осуществляет торги на электронной площадке по продаже имущества должника;
- внедрено распоряжение об обязательном включении операторов электронной площадки в члены СРО.
Сведения о банкротстве в новом ФЗ
В новом ФЗ о банкротстве, вступившем в силу с 1 июля 2015 года, очень важным моментом является предоставление информации по осуществлению процесса банкротства юридических лиц кредиторам и субъектам хозяйствования. Такая информация подлежит обязательной публикации в печатных органах.
Сведения, которые должны содержаться в публикации:
- стадии, на которых находится несостоятельность должника;
- данные о прекращении судебного производства по банкротству;
- действия по назначению, устранению, освобождению арбитражного управляющего;
- проведение процедуры торгов с их результатами;
- этапы удовлетворения требований процесса погашения финансовых обязательств, принадлежащих третьим лицам.
Подлежит опубликованию также и информация о самом банкроте с его идентифицирующими данными. Публикация должна содержать сведения об арбитражном суде с оглашением расписания, в соответствии с которым проводятся заседания суда.
Все необходимые сведения, касающиеся несостоятельности должника, вносятся в ЕР сведений о банкротстве. Для этого они помещаются в базу данных на электронном портале этого реестра.
Какие действия кредиторов во время инициации процесса банкротства?
В случае невыполнения должником своих обязательств, по истечению трехмесячного периода с момента, когда наступает срок погашения задолженности, у кредитора появляется право на подачу иска в судебные органы на должника. Кредитору запрещается совершать попытки разрешения спора до начала разбирательства дела в суде.
Кредитор должен направить своему должнику извещение и вручить его под роспись. В этом извещении содержится требование по выполнению должником обязательств на протяжении одной недели.
Кредитор вместе с иском полает в судебный орган документацию, удостоверяющую требования, предъявляемые к должнику. У кредитора есть право на отзыв своего иска еще до возбуждения дела в отношении должника.
Какими полномочиями наделен арбитражный управляющий по ФЗ «О банкротстве»?
Во время проведения процедуры банкротства в соответствии с ФЗ «О банкротстве» появляется необходимость в назначении арбитражного управляющего. В его обязанности будет входить проведение финансового анализа работы дебитора, установление СРО из членов которой будет назначен временный управляющий.
Арбитражный управляющий осуществляет деятельность как временный, внешний, конкурсный управляющий на определенных стадиях проведения процедуры банкротства.
Действия арбитражного управляющего направлены в помощь должнику. Он должен удовлетворять требования кредиторов, заниматься анализом хозяйственной деятельности, и должен составлять отчеты по результатам проведения этой работы. Данную информацию арбитражный управляющий должен предоставить в суд, осуществляющий арбитраж по этому делу.
Как производится отчуждение имущества должника?
При проведении процедуры банкротства в соответствии с Гражданским правом, во время отчуждения имущество должника (в т.ч. активы, ценные бумаги, акции и др.) переходит во владение сторонним лицам. Цель отчуждения имущества – погашение задолженностей должником. Эта процедура имеет законный характер.
Вариантов отчуждения имущества есть довольно много, среди них самым популярным считается продажа собственности при помощи аукциона.
Кто наделен особым статусом при банкротстве?
При рассмотрении дел о банкротстве, в соответствии с ФЗ, обычным субъектам не важен характер деятельности при применении конкурсного права.
Но есть субъекты, направление деятельности которых или прочие моменты играют довольно существенную роль при проведении этой процедуры. К таким субъектам относятся предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность в градообразовании. Их банкротство может повлечь за собой различные экономические и социальные последствия негативного характера, причем, не только отдельно взятого населенного пункта, но и, возможно, всего региона.
Кроме того, в соответствии с главой IX ФЗ о банкротстве, к субъектам с особым статусом относятся:
- предприятия сельскохозяйственной сферы деятельности, в качестве критерия наделения таких предприятий особым статусом является выпуск продукции сельского хозяйства, ее продажа и получение выручки;
- организации финансового сектора деятельности (страховые, кредитные организации и лица, профессионально оказывающие услуги на рынке ценных бумаг);
- организации стратегического или унитарного типа, субъекты, являющиеся естественными монополиями, которые взаимодействуют во внеконкурентной среде и располагают большим количеством клиентов (клиенты связаны с этим предприятием посредством практических интересов в выпуске товаров, оказании услуг, проведении различных видов работ).
К таким субъектам, имеющим особый статус, введен режим льготной процедуры, которая максимально препятствует введению конкурсных мероприятий, так как деятельность данных предприятий имеет значительную важность.
К ним могут применяться особые правила, установленные ФЗ. Они зависят от сути отношений и их особенного статуса.
Выделение отдельных субъектов в особую категорию обусловлено специфическим положением их в экономической среде государства или влиянием, которое могут иметь сторонние обстоятельства, одним из примеровтаких обстоятельств могут быть социальные.
Для объектов, которые относятся к объектам, имеющим особый статус, в ФЗ прописаны отдельные нормативные требования по прохождению процедуры банкротства.
Упрощенная процедура банкротства
Упрощенная процедура при банкротстве применяется к нескольким категориям физических лиц-должников. К ним относятся:
- должники, для удовлетворения кредиторов которых нет достаточного количества имущества (подача заявления о банкротстве осуществляется ликвидационной комиссией);
- должники, которые отсутствуют или невозможно установить их местопребывание (заявление о банкротстве подает конкурсный управляющий);
- специализированное общество (заявление подается представителем владельцев облигаций).
Время и стоимость
ФЗ о банкротстве предусматривает оплату стоимости расходов из средств банкрота соразмерно с затратами на проведение процедуры по факту.
К затратам на проведение данного процесса относятся:
- почтовые услуги;
- оплата работ или услуг, связанных с регистрацией права собственности;
- затраты на проведение сделок с собственностью;
- проведение судебных заседаний;
- оплата услуг оценщика, держателя реестра прав требований кредиторов, аудитора, оператора электронной площадки в соответствии с требованиями, изложенными в ФЗ;
- затраты на внесение информации в список ЕФРСБ;
- опубликование информации в средствах массовой информации (журналах, электронных изданиях);
- оплата госпошлины.
Если не привлекать к процедуре банкротства сторонних помощников, ее итоговая стоимость в среднем может составить примерно 10 тысяч рублей. Если все же помощники будут приглашены, цена процедуры возрастет минимально на 20 %. Но дополнительная юридическая помощь может минимизировать риск неудачного исхода судебного разбирательства и наступления негативных последствий.
Длительность процедуры банкротства может составить до полугода, что вызвано необходимостью проведения множества мероприятий в отношении банкрота (оценка имущества, проведение оздоровительных мер по реанимированию предприятия, продажа имущества должника и др.).
В соответствии с ФЗ, который вступил в силу в 2015 году нужно обратить внимание на следующие моменты. Не нужно ждать подачи искового заявления в суд кредитором. Такой ход предоставит ему возможность занять должность арбитражного управляющего на предприятии должника. Это приведет не к реанимации предприятия, а к его полноценному банкротству. Редко кто из кредиторов заинтересован в восстановлении платежеспособности должника, куда интереснее его обанкротить, чтобы получить все имущество. Поэтому при выявлении первых признаков банкротства нужно обратиться за помощью квалифицированных юристов.