Как написать жалобу в Центробанк на банк?
В случае возникновения конфликтной ситуации между заемщиком и банком можно написать жалобу в вышестоящий орган – Центробанк РФ. Этот орган регулирует работу коммерческих банков по соблюдению банковского законодательства и выполнения норм, установленных ЦБ. Разберем, какие обращения он рассматривает, и как грамотно написать жалобу.
Какие жалобы рассматривает Центробанк?
ЦБ рассматривает не каждое обращение, которая к нему поступает. Пожаловаться в туда можно только при нарушении законодательства, регулирующего банковскую деятельность. Центробанк не наделен полномочиями вмешательства в оперативную работу кредитных организаций. То есть если вам нахамили в отделении банка, жаловаться в ЦБ бессмысленно, но если вам в обход договора в одностороннем порядке подняли ставку по кредиту — обращаться в ЦБ можно и нужно. Но помните, что любой конфликт сначала стоит попытаться решить непосредственно в банке. Если не получается договориться с рядовыми служащими — идите на прием к руководству. Центробанк — это последняя инстанция, и писать туда жалобу стоит лишь в том случае, если договориться с самим банком не удалось.
Как отправить жалобу в ЦБ РФ?
Есть несколько способов направления жалобы в ЦБ РФ:
Самый быстрый и простой вариант — воспользоваться официальным сайтом Банка России и написать жалобу через интернет-приемную.
Кроме онлайн-приемной, отправить жалобу можно следующими способами:
- Отправить заказное письмо по адресу ЦБ (Москва, Неглинная, 12).
- Отправить письмо по факсу 8495-621-6465
- Передать жалобу в Центральный банк самостоятельно через окно приема корреспонденции (адрес тот же),
- Пожаловаться на горячую линию ЦБ
Почтовый адрес и телефонные номера есть на главной странице сайта Центрального Банка РФ:
Адрес: ул. Неглинная, 12, Москва, 107016
Телефоны: 8 800 300-30-00 (для бесплатных звонков из регионов России),
+7 499 300-30-00 (круглосуточно), факс: +7 495 621-64-65
Если рассмотрение этого обращения не входит в компетенцию ЦБ, вам придет официальный ответ с напоминанием, что у любого гражданина есть право отстаивать свои интересы в суде.
Как ЦБ расматривает обращение
Со дня регистрации поданной жалобы у ЦБ есть 30 дней для рассмотрения. Через интернет-приемную можно указать формат, в котором вы хотите увидеть официальный ответ – через электронную почту или в бумажном виде.
Как правило, ответ поступает в течение недели. Если же нужна проверка, срок может затянуться до 30, а в некоторых случаях — даже до 60 дней.
После подачи обращения оно появляется в свободном доступе на сайте Центрального банка. Комментировать могут представители того банка, на который поступила жалоба.
Смотрите видео по теме
Самые частые случаи для обращений граждан в ЦБ
Чаще всего клиенты жалуются в следующих случаях
- при несогласии с высокими процентными ставками по займам;
- при несогласии с начисленными кредитным учреждением штрафами и неустойками;
- по высоким процентным ставкам на кредиты и низким процентам по вкладам;
- при отказе в выдаче кредита;
- по несанкционированным снятиям денежных средств со счетов граждан;
- по сбоям в работе банкоматов;
- при неправомерных действиях коллекторов.
Чаще всего в ЦБ поступают жалобы на действия коллекторов, которые выбивают долги у заемщиков банка. Но ЦБ не занимается рассмотрением дел о шантаже, угрозах и вымогательстве — это дело правоохранительных органов. Поэтому жаловаться туда, как правило, смысла нет — но тут есть два исключения:
- Если банк не прописал возможность передачи долга третьим лицам в договоре кредитования. В таком случае подать жалобу можно, но не на коллекторов, а на банк. Но эти случаи довольны редки — в договорах большинства банков такой пункт есть.
- Случай разглашения банковской тайны коллекторами. Если они звонят вашим друзьям, сообщают соседям и другим посторонним людям о долге, это прямое нарушение закона. В этом случае юристы рекомендуют сразу писать заявление в банк, где вы брали кредит, об отзыве персональных данных. После этого никто не имеет право вам звонить — ни банковские служащие, ни коллекторы. Если же звонки не прекратились, это законный повод обратиться с жалобой в ЦБ.
Как составить текст
Образец заявления в Центробанк должен содержать исключительно перечисление фактов нарушения банковского законодательства без лишних деталей.
В «шапке» — полное название адресата, его почтовый адрес и данные заявителя в полном объеме: ФИО, адрес, по которому он зарегистрирован, номер телефона и электронный адрес для отправки ответа на жалобу заявителя.
Основная часть — полное описание ситуации с названием банка, к которому заявитель предъявляет претензии, номер лицензии банка, номер кредита заявителя или другого договора с банком.
Образец жалобы должен содержать в своей основной части изложение сути вопроса — без лишних деталей и эмоций, но с перечислением всех юридически значимых моментов. Укажите ссылки на законы, которые были нарушены, и приложите все копии подтверждающих документов: чеки, выписки, договора, платежные квитанции и т.д. Лучше всего проконсультироваться с юристом по вопросу составления этого документа. Чем более грамотно он составлен, тем меньше шансов получить от ЦБ формальную отписку и тем выше ваши шансы решить вопрос в свою пользу.
В заключительной части должна заключаться просьба разобраться в возникшей ситуации, исправить допущенное нарушение и наказать виновных. Необходимо также указать, в какой форме уведомить заявителя о результатах рассмотрения дела. В конце документа — дата и подпись.
Если нарушения подтвердятся, Центробанк может вынести предписание об их устранении. А если не последует реакции виновного банка — наложить взыскание, оштрафовать или даже отозвать лицензию.